Более трети жителей Челябинска (37%) хотя бы раз получали консультацию по какому-либо вопросу через чат-бота. Такие данные получили страховая компания «Росгосстрах Жизнь» и банк ВТБ в ходе совместного опроса*. При этом 16% челябинцев респондентов, обращавшихся к цифровому персональному помощнику, оценивают опыт взаимодействия с ним положительно, а 53% — нейтрально. Согласно результатам множественного ответа, в большинстве случаев (61%) челябинцы прибегали к помощи чат-ботов в области государственных услуг, на втором месте по популярности – сфера медицины и здравоохранения (38%). К ботам по технической поддержке в сфере обслуживания обращаются 35% челябинцев.
Челябинцы в возрасте от 25 до 44 лет в два раза чаще взаимодействовали с чат-ботами, чем люди 45-65 лет (50% и 23%, соответственно). Гендерная разница в предпочтениях диджитал-консультантов распределилась среди жителей Челябинска следующим образом: их используют 47% опрошенных мужчин и 28% женщин.
«Новые цифровые инструменты, в том числе созданные на базе искусственного интеллекта, способны значительно упростить жизнь россиян и ускорить получение необходимой поддержки по разным вопросам. В частности, чат-боты актуальны в медицинской сфере: они запишут на прием к врачу, подскажут адрес ближайшей аптеки, расскажут, как правильно оказать первую помощь и т.д. Уверены, что в скором времени чат-боты станут нашими постоянными помощниками в разных областях жизни и позволят значительно экономить время и деньги. Пока же, согласно нашему опросу, половина челябинцев относится к ним нейтрально. Только 16% опрошенных жителей Челябинска заявили, что у них был позитивный или скорее позитивный опыт взаимодействия с ИИ-помощником», – комментирует исследование Гульнара Орлова, директор по страховым продуктам и развитию клиентского опыта СК «Росгосстрах Жизнь».
Более трети челябинцев (39%) считают оптимальным временем для взаимодействия с искусственным интеллектом от 5 до 15 минут. 31% готовы тратить на это свыше 15 минут. Еще 30% уверены, что общение с ботом не должно занимать более 5 минут. Среди барьеров в использовании чат-ботов их противники называли незнание, какими ботами пользоваться и где их найти (41%), отсутствие видимой пользы (29%) и недоверие к предоставляемой информации (23%).
О существовании медицинских диагностических ботов, которые помогут с постановкой диагноза и дадут рекомендации по лечению, пока не знает менее половины (44%) опрошенных челябинцев, при этом 27% уже активно их применяют. 40% жителей Челябинска не исключают возможности использовать такого помощника для контроля своего здоровья в будущем. Еще 30% сомневаются, а чуть меньше трети респондентов либо уверены, что не будут использовать их никогда (9%), либо предполагают, что не будут (21%).
Помимо государственных услуг, медицины и технической поддержки на текущий момент популярные направления для общения с искусственными помощниками в Челябинске – интернет-шоппинг (27%) и банковские услуги (15%).
*Опрос 1287 респондентов проведен в 17 регионах России в июле 2024 года.